«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 33

Идентичность школьников в представлениях учителей

Автор(ы)
А. А. Гудзовская, М. С. Мышкина
Аннотация

Целью исследования стало выявление компонентов идентичности учителей и представлений учителей об идентичности школьников. Использован метод незаконченных предложений. Установлено, что содержание идентичности учителей существенно разнообразнее и богаче, чем их представления об идентичности школьников. Социальная идентичность учителей включает большое количество компонентов по сравнению с представлениями учителей об идентичности школьников. В реальном взаимодействии группы «учителя» и «ученики» являются по отношению друг к другу аутгруппами. Представления учителей об идентичности школьников выступают фактором, воздействующим на формирование их социальной идентичности.

Об авторах

Гудзовская Алла Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт изучения общественных явлений, Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196, e-mail: aag_1@rambler.ru 

Мышкина Марина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Россия, 443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34, e-mail: pylaem@bk.ru

Ссылка для цитирования

Гудзовская А. А., Мышкина М. С. Идентичность школьников в представлениях учителей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 3–14. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.3

Ключевые слова
учитель, школьник, идентичность, социальная идентичность, ингруппа, контент-анализ, метод незаконченных предложений
УДК
159.9+316.6
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.3
Литература

Барышева Ю.  С.,  Краснопольская А.  П. Трансформация идентичности в условиях социокультурного пространства мегаполиса // Вестник МГУКИ. 2015. № 6 (68). С. 108–115. 

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 420 с. 

Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 58–78. 

Гудзовская А. А. Психология социальной зрелости. Самара : СИПКРО, 2014. 256 с.

Иконникова А. Ю. Контент-анализ в исследовании гражданской идентичности как уровня личной культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 34–38. 

Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 61–75. 

Мещерякова Э. И., Ларионова А. В. «Я-креативное» в представлениях студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № . 5 (133). С. 196–201.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Теория социальной идентичности как источник современных практико-ориентированных психологических исследований: зарубежный опыт // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 2 (19). С. 276–278.

Мишина Е. И. Контент-анализ как метод исследования рефлексивного я личности // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Семнадцатой международной научной конференции. М. : Российский новый университет, 2016. С. 483–486.

Мышкина М. С. Особенности ожиданий учителей от коллег и школьников // Социальные явления : журнал международных исследований. 2016. № 1(4). С.33–41.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 306 с.

Пахомов А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 4. С. 99–116.

Плющ А. Н. Конструируемый текст идентичности // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 28–38.

Рейнстейн А. Об использовании школьных сочинений при исследовании ценностных ориентаций учащихся // Социально-психологические вопросы педагогического воздействия. Таллин, 1976. С. 23–31. 

Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб. : Речь, 2006. 176 с.

Смирнова П. В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности (на примере профессии «психолог») : дис. …. канд. психол. наук. М., 2006. 246 с.

Сураева Г. З., Мышкина М. С. Изучение мотивационно-смысловой сферы личности с использованием метода контент-анализа ответов на незаконченные предложения Ж. Нюттена : учеб. пособие. Самара : Универс-групп, 2007. 63 с.

Тернер Дж. Социальное влияние. СПб. : Питер, 2003. 256 с.

Ясперс К. Общая психопатология. М. : Практика, 1997. 1056 с.

Abes E. S., Jones S. R. Meaning-making capacity and the dynamics of lesbian college students' multiple dimensions of identity // Journal of College Student Development. 2004. N 45. Р. 612–632. 

Bee C., Dalakas V. Rivalries and sponsor affiliation: Examining the effects of social identity and argument strength on responses to sponsorship-related advertising messages // Jornal of Marketing Communications. 2015. Vol. 21, N 6. P. 408–424. 

Sosial group memberships protect against future depression, alleviate depression symptoms, and prevent depression relapse / T. Cruwys, G. Dingle, S. A. Haslam, C. Haslam, J. Jetten, T. Morton // Social Science and Medicine. 2013. Vol. 98. P. 179–186.

Knight C., Haslam S.A., Haslam C. In home or at home& Evidence that collective decision making enhance solder aduits social identification, well-being and use of communal space when moving to a new care facility // Aging and Society. 2010. Vol. 30. P. 1393–1418.


Полная версия (русская)