Список выпусков > Серия «Психология». 2020. Том 31
Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что интерперсональное поведение представителей поколений Y и Z в контексте виртуального общения в пространстве социальных сетей имеет более высокую адаптивность по сравнению с реальным взаимодействием вне сети. Различия между профилями «Я реальное» и «Я виртуальное» имеют статистическую значимость у представителей поколения Y. Представители поколения Z более конгруэнтны, их профили реальной и сетевой идентичности практически совпадают. Сопоставление стратегий самопредъявления пользователей социальных сетей позволило выявить, что «стремление понравиться» (желание понравиться, угодить, актуализируется установка на социальное одобрение) выше у представителей поколения Y, тогда как стратегию «отслеживание производимого впечатления» (значимость производимого впечатления на окружающих и попытки регулировать свое поведение под влиянием данной потребности) выбирают представители поколения Z.
Кондрашихина Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33, e-mail: okskon66@mail.ru
Бадалова Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Россия, 299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33, e-mail: m.badalova@mail.ru
Терентьева Анна Игоревна, слушатель программы дополнительного профессионального образования «Психология», Севастопольский государственный университет, Россия, 299053, г. Севастополь, г. Университетская, 33, e-mail: terentyeva.anna.igorevna@gmail.com
Кондрашихина О. А., Бадалова М. В., Терентьева А. И. Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 31. С. 43–55. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.31.43
Арцимович И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени? // Интерактивная наука. 2017. № 12. С. 119–121.
Белинская Е. П. Психологическая феноменология и тенденции сетевой идентичности // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллект. моногр. / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М. : Изд-во Моск. пед. гос. университета, 2019. С.73-79.
Войскунский А. Е., Евдокименко А. С. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. № 2. С. 98–121.
Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 58–63.
Горошко Е. И. Интернет-коммуникации в гендерном измерении // Вестник Пермского ун-та. 2006. Вып. 3 : Язык – культура – цивилизация. С. 219–229.
Косенчук Л. Ф. Концепции виртуальной или сетевой идентичности: критический анализ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14630 (дата обращения: 23.09.2019).
Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 1-10.
Логинова А. А. Психологический уровень анализа понятия «Идентичность» // Интеграция образования. 2010. № 1 (58). С. 78-83.
Нечаев Н. Н., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
Пищик В. И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80–88.
Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.
Сапа А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24 – 30.
Чеснокова И. А. Особенности процесса самоидентификации личности в виртуальном дискурсе // Вестник ТГПУ. 2015. № 5 (158). С. 123 – 127.
Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42–46.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 345 с.