«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 27

Неспецифические дисфункции обучающихся младших классов речевой школы

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, Р. А. Соковых
Аннотация

Актуальность исследования состоит в необходимости поиска альтернативных путей повышения эффективности усвоения образовательных программ обучающимися младших классов речевой школы. Освещены результаты психофизиологического исследования функциональных нарушений гнозиса и праксиса у первоклассников с речевыми недостатками. Показано, что несовершенства гностических функций, произвольных движений и действий у обучающихся речевой школы в младшем школьном возрасте проявляются в различной выраженности неспецифических дисфункций, зрительной, слуховой, тактильной агнозиях и апраксиях. Определено процентное соотношение обучающихся с симптомами агнозий и апраксий разной выраженности, установлены достоверные различия по частоте встречаемости неспецифических дисфункций. Детально представлены направления психологической работы с таким обучающимися.

Об авторах

Мурашова Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: irinangarsk@yandex.ru 

Соковых Регина Александровна, магистрант, Иркутский государственный университет, Россия, 664003 г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: reginacokovix94@mail.ru

Ссылка для цитирования

Мурашова И. Ю., Соковых Р. А. Неспецифические дисфункции обучающихся младших классов речевой школы // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 74–81. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.74

Ключевые слова
младшие школьники, зрительные, слуховые, тактильные агнозии, апраксии, неспецифические, невербальные дисфункции
УДК
159.91+159.95+159.96+37.015.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.74
Литература

Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М. : Академия, 2002. 160 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с. 

Бетелева Т. Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга. М. : Наука, 1990. 87 с.

Визель Т. Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник. 2015. № 3. С. 95–105.

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : Владос, 1997. 304 с.

Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь : Логос, 2018. 276 с.

Мурашова И. Ю. Соотношение особенностей полимодального восприятия с симптомами общего недоразвития речи у детей к началу школьного обучения // Междунар. науч.-исслед. журн. 2015. № 9(40), ч. 4. С. 98–100. http://doi.org/10/18454/IRJ.2227-6017.

Мурашова И. Ю., Елизова А. В. Связь особенностей полимодального восприятия младших школьников с проявлением дисграфических ошибок на письме [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 3. URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/disgraphia-polymodal (дата обращения: 12.03.2019)

Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. : Сфера, 2003. 256 с.

Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб. : Питер, 2005. 496 с.

Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Ч. 2: Схема нейропсихологического исследования ВПФ и эмоционально-личностной сферы. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2007. 64 с.

Хомская Е. Д. Нейропсихологическая диагностика. Ч. 2. Альбом «Нейропсихологическая диагностика». М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2007. 46 с.

Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М. : МПСИ, 2000. 148 с.

Шевелев И. А. Психофизиология сенсорных процессов // Психофизиология: Гл. 4 / под ред. Ю. И. Александрова. СПб. : Питер, 2014. С. 52–82.


Полная версия (русская)