«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 27

Развивающий потенциал медиапространства

Автор(ы)
И. М. Кыштымова, Е. С. Кыштымова
Аннотация

Осуществлен аналитический обзор современных представлений о развивающем потенциале медиапространства, о влиянии медиакоммуникаций на детей, подростков и молодежь. Анализ показал, что в большей части научных публикаций констатируется негативное, деструктивное воздействие медиапродуктов на процессы развития детей и молодежи. Образовательный, коррекционный и развивающий потенциал медиатекстов не стал объектом специальных научных исследований, не разработаны критерии его определения. Медиаконтент изучается недифференцированно, без учета типов медиатекстов; не созданы надежные методы психологического анализа медиатекстов, которые могли бы стать основой для определения их развивающего или трансформирующего психику потенциала. На основе проведенного исследования обозначена важность научной разработки алгоритмов психологического анализа медиатекстов.

Об авторах

Кыштымова Ирина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования и развития личности, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: info@creativity.ru 

Кыштымова Екатерина Сергеевна, аспирант, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: iread@mail.ru

Ссылка для цитирования

Кыштымова И. М., Кыштымова Е. С. Развивающий потенциал медиапространства // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 58–73. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.58

Ключевые слова
медиа, научные представления, развитие, развивающее пространство, дети, психологический анализ, медиакомпетентность
УДК
159.922.2
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.58
Литература

Антонов Д. О., Валеева Р. Р. Агрессия личности как результат влияния телевизионной агрессии // Перспективы науки : материалы III Междунар. заоч. конкурса науч.-исслед. работ. 2016. С. 50–53.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.

Винтеррхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков : Гуманит. центр, 2016. 268 с.

Жижина М. В. Медиапсихология: исторический экскурс в становление научной дисциплины // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 10–19.

Исследование возрастной адресации мультфильмов / Е. О. Смирнова [и др.] // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 27–36.

Более 70 % детей в крупных городах играют на планшетах и смартфонах [Электронный ресурс] // Life : медийн. журн. URL: https://life.ru/t/дети/943048/bolieie_70_ dietiei_v_krupnykh_ghorodakh_ighraiut_na_planshietakh_i_smartfonakh (дата обращения: 25.09.2018).

Кыштымова Е. С., Трофимова Е. Л. Мультипликационная презентация темы взросления и возрастные особенности ее восприятия [Электронный ресурс] // Baikal Research Journal. 2018. Vol.9, N 3. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9 (3).6 (дата обращения: 28.09.2018).

Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Психологическая медиакомпетентность: метауровневая модель // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2018. Т. 23. С. 77–87.

Лазарева О. О. Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка // Сб. ст. по материалам V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2017. № 3(5). С. 75–91.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М. : Кучково поле, 2017. 464 с.

Оконечникова Л. В., Любякина А. А., Чаликова О. С. Информационная безопасность медиасреды для детской аудитории: на примере современных мультфильмов // Психология. Ист.-критич. обзоры и соврем. исслед. 2017. Т. 6, № (4А). С. 195–206.

Письмо от руки благотворно воздействует на мозг [Электронный ресурс] // Newsweek : новост. журн., 2016. URL: https://inosmi.ru/science/20160605/236764129.html (дата обращения: 01.10.2018).

Романова А. В. Влияние мультипликационных и художественных фильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 18. С. 443–444. URL: https://moluch.ru/archive/204/50126/ (дата обращения: 04.10.2018).

Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб. : Изд-во РХГА, 2014. 350 с.

Саскинд Д., Саскинд Б., Левинтер-Саскинд Л. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. 288 с.

Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. № 3. С. 42–53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304 (дата обращения: 30.09.2018).

Спирина А. В. Особенности влияния просмотра видео и телепередач с элементами насилия на психическое здоровье детей дошкольного возраста // Здоровье и образование в  XXI в. 2017. № 19(6). С. 164–167.

Тимофеев С. Б. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2018. С. 274–276.

Чудаков А. П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М. : Время, 2014. 640 с.

Шаханская А. Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестн. Челяб. гос. у-та. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013. № 22 (313). С. 286–289.

Bedtime Use of Technology and Associated Sleep Problems in Children [Electronic resource] / С. Fuller [et al.] // Glob. Pediatr. Health. 2017. Vol. 4. Р. 1–8. https://doi.org/10.1177/2333794X17736972 (дата обращения: 16.09.2018).

Busse Р., Piotrowski J. T. Assessing the longitudinal relationship between Peruvian children’s TV exposure and unhealthy food consumption [Electronic resource] // Journal of Children and Media . 2017. Vol. 11. Р. 180–197. https://doi.org/10.1080/17482798.2016.1243565 (дата обращения: 18.09.2018г.)

Children and Adolescents and Digital Media [Electronic resource] / R. Y. Chassiakos [et al.] // AAP Council on Communications and Media. Pediatrics. 2016. Vol. 138, N 5. https://doi.org/10.1542/peds.2016-2593 (дата обращения: 18.09.2018).

Dillon K. P., Bushman B. J. Effects of Exposure to Gun Violence in Movies on Children's Interest in Real Guns [Electronic resource] // JAMA Pediatrica. 2017. № 171(11). P. 1057–1062. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2017.2229 (дата обращения: 18.09.2018).

Digital media and sleep in childhood and adolescence [Electronic resource] / М. К. LeBourgeois [et al.] // Pediatrics in Press. 2017. N 140. Р. 92–96. https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758J (дата обращения: 19.09.2018).

Effects of cartoon programs on behavioral, habitual and communicative changes in children [Electronic resource] / S. Rai [et al.] // International Journal of Community Medicine and Public Health. 2017. N 3(6). P. 375–1378. http://doi.org/10.18203/2394-6040.ijcmph20161456 (дата обращения: 25.09.2018).

Impact of screen time on mental health problems progression in youth: a 1-year follow-up study [Electronic resource] / Х. Wu [et al.] // BMJ Open. 2016; 6: e011533. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-011533 (дата обращения: 26.09.2018).

Kostyrka – Allchorne K., Cooper N. R., Simpson АTouchscreen generation: children's current media use, parental supervision methods and attitudes towards contemporary media [Electronic resource] // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 106(4). P. 654–662. https://doi.org/10.1111/apa.13707 (дата обращения: 28.09.2018).

Reich S. M., Yau J. C., Warschauer М. Tablet-Based eBooks for Young Children: What Does the Research Say? [Electronic resource] // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2016. Vol. 37(7). Р. 585–591. https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000000335 (дата обращения: 30.09.2018).

Reviewing and addressing the link between mass media and the increase in obesity among European children. The EAP and ECOG consensus statement [Electronic resource] / А. Mazur [et al.] // Acta Paediatrica. 2017. N 107 (4). Р. 568–576. https://doi.org/10.1111/apa.14136 (дата обращения: 30.09.2018).

Sachin K. S., Mihir Y. P. Screen Dependency Disorders (SDD): An Innovative Contest for Brain of Children [Electronic resource] // Glob J Add & Rehab Med. 2018. Vol. 6(1): 555677. https://doi.org/10.19080/GJARM.2018.06.555677 (дата обращения: 28.09.2018).

Screen time exposure and sleep among children with developmental disabilities [Electronic resource] / R. Аishworiya [et al.] // Journal of Paediatrics and Child Health. 2018. N 54. P. 889–894. https://doi.org/10.1111/jpc.13918 (дата обращения: 30.09.2018).

Sensitivity of the circadian system to evening bright light in preschool-age children [Electronic resource] / D. A. Lameese [et al.] // Physiological Reports. 2018. Vol. 6. Р. 1–10. https://doi.org/10.14814/phy2.13617 (дата обращения: 30.09.2018).

Sigman А. Screen Dependency Disorders: a new challenge for child neurology [Electronic resource] // Journal of the Intern. Child Neurology Association. 2017. Vol. 17(119). Р. 1–13. URL: https://jicna.org/index.php/journal/article/view/67/pdf (дата обращения: 30.09.2018).

Skaug S., Kjellrun T. E., Wichstrom L. Young children's television viewing and the quality of their interactions with parents: A prospective community study [Electronic resource] // Scandinavian Journal of Psychology. 2018. Vol. 59. P. 503–510. https://doi.org/10.1111/sjop.12467 (дата обращения: 30.09.2018).

Taylor G., Monaghan P., Westermann G. Investigating the association between children’s screen media exposure and vocabulary size in the UK [Electronic resource] // Journal of Children and Media. 2017. N 12. Р. 51–65. https://doi.org/10.1080/17482798.2017.1365737 (дата обращения: 01.10.2018).

Wallace К. Letting a baby play on an iPad might lead to speech delays, study says [Electronic resource] // CNN Health. 2017. URL: https://edition.cnn.com/2017/05/04/health/babies-screen-time-speech-delays-study/index.html (дата обращения: 01.10.2018).

What's on YouTube? A Case Study on Food and Beverage Advertising in Videos Targeted at Children on Social Media [Electronic resource] / L. Tan [et al.] // Child Obes. 2018. N 14(5). Р. 280–290. https://doi.org/10.1089/chi.2018.0037 (дата обращения: 02.10.2018).

Young children’s transfer of learning from a touchscreen device [Electronic resource] / В. Huber [et al.] // Computers in Human Behavior. 2016. N б56. P.56–64. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.11.010 (дата обращения: 05.10.2018).


Полная версия (русская)