«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 27

Личностные особенности социально активных и неактивных подростков

Автор(ы)
Е. А. Кедярова, Н. И. Чернецкая
Аннотация

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей социально активных и неактивных подростков по мотивационным и личностным параметрам. По результатам сравнительной диагностики составлены обобщенные личностные портреты социально активных и социально неактивных подростков: социально активные подростки достоверно чаще имеют коллективистский тип межличностных отношений, более высокую самооценку, выраженную мотивацию достижения и более «благополучный» личностный профиль по тесту Кеттелла, в то время как социально неактивные подростки склонны воспринимать группу как помеху, чаще проявляют мотивацию избегания неудач, чаще имеют низкую самооценку, их данные отражают ряд признаков личностного «неблагополучия».

Об авторах

Кедярова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e -mail: kedu_72@mail.ru 

Чернецкая Надежда Игоревна, доктор психологических наук, профессор, базовая кафедра педагогической и возрастной психологии, Иркутский государственный университет, Россия, 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1, e-mail: cherna@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Личностные особенности социально активных и неактивных подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 32–44. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.32

Ключевые слова
подросток, социальная активность, социально активный подросток, социально активная личность
УДК
159.9.072
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.32
Литература

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академия, 1999. 672 с.

Абрамова С. В. Условия формирования социальной активности // Альманах соврем. науки и образования. 2013. № 1. C. 10–14.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 158 с.

Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с.

Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. М. : Знание, 1969. 46 с.

Джус К. Я., Портнова А. Г. Феномен альтруизма в структуре направленности личности // Психол. журн. 2006. № 3. С. 60–63.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН, 2001. 288 с.

Иванов А. В. Методика формирования социальной активности учащегося. М. : Моск. ун-т, 2013. 329 с.

Игнацкая О. Е. Особенности изучения компонентов просоциальной направленности личности // Психол. журн. 2008. № 4. С. 68–73.

Кашапов М. М. Акмеологические принципы как когнитивная ресурсная основа профессионального и личностного развития субъекта // Человеч. фактор: Соц. психолог. 2018. № 1 (35). С. 26–35.

Кедярова Е. А., Рябцовская Е. А. Психологическое консультирование подростков с низким уровнем коммуникативной компетентности // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. Оренбург, 2017. С. 681–685.

Кустикова Ю. О. Технология формирования социальной активности // Педагогика искусства. 2013. № 4. С. 23–28.

Обозов Н. Н. Модель регуляции совместной деятельности. Киев : Лыбидь, 1990. 191 с.

Петровский А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1987. 224 с.

Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М. : Горбунок, 1992. 224 с. 

Ребик У. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 289 с. 

Социальная ситуация развития личности в образовательной среде / И. А. Баева, И. В. Васютенкова, Л. А. Гаязова, О. В. Ковальчук, Е. Б. Лактионова, А. В. Мартынова, С. В. Тарасов // Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие. СПб. : ЛОИРО, 2018. С. 28–65. 

Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопр. психологии. 1980. № 4. С. 69–78.

Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М. : Ин-т практ. психологии, 1996. 512 с.

Черепанова Л. Г. Социальная активность и ее аспекты // Гуманит. вектор. 2009. № 3. С. 69–84.

Шипицына О. В. Об актуальности исследования проблемы воспитания социальной активности подростков в детских объединениях // Вестн. ТГГПУ. 2010. № 2 (20). С. 279–284.


Полная версия (русская)