«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 27

Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей

Автор(ы)
М. М. Кашапов, О. А. Скакунова
Аннотация

Представлены результаты исследования уровня креативности врачей со стажем работы до трех лет, не имеющих квалификационной категории. Впервые с помощью методик «Опросник способностей творческой личности» (О. А. Шляпникова, М. М. Кашапов) и «Тест “Креативность”» (Н. Ф. Вишнякова) определена психологическая закономерность функционирования способностей творческой личности врача. Посредством анализа психологического профиля выявлено, каким образом креативность выступает в качестве когнитивного ресурса в лечебной деятельности начинающих врачей. Проанализировано, почему начинающие врачи применяют творческий подход к лечебному делу не так часто, как им хотелось бы. Установлены мотивационные возможности развития начинающими врачами своих креативных качеств. Обосновано, что результативность лечения должна быть внутри лечебного процесса, а не только в его финальной части.

Об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: smk007@bk.ru 

Скакунова Ольга Александровна, магистрант, кафедра педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14, e-mail: ol.skakunova@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Кашапов М. М., Скакунова О. А. Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 16–31. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.16

Ключевые слова
креативность, творчество, способность, деятельность, врач, когнитивный ресурс
УДК
61:130.3
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.16
Литература

Активные методы обучения студентов: практическое руководство / отв. за вып.: И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева. Ярославль : ЯрГУ, 2005. 118 с.

Буинова Д. И. Креативность как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/01/1534 (дата обращения: 21.03.2018).

Виндчук С. С. К вопросу об определении понятия «креативность» в отечественной и зарубежной психологии // Актуал. проблемы психол. знания. 2016. № 3. С. 130–135. 

Кашапов М. МТеория и практика решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 1997. 100 с. 

Кашапов М. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 2001. № 1. С. 121–131. 

Кашапов М. М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления : монография / под ред. М. М. Кашапова. М. : Ин-т психологии РАН, 2003. С. 331–397. 

Кашапов М. М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. 2009. № 5. С. 4–12.

Кашапов М. М. Акмеология : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 112 с.

Кашапов М. М., Солодчук О. Н. Динамика личностных качеств врача на этапах профессионализации // Коллекция гуманит. исслед. Электрон. науч. журн. 2017. № 1 (4). С. 66–83. 

Кашапов М. М. Психология творческого мышления : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 436 с.

Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в психологической регуляции выборов и продуктивных решений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2011. № 1. С. 66–78.

Толочек В. А. Человек как субъект в континууме «Задатки – компетенции» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, №1. С. 16–25.

Unconventionality and originality: does self-assessed unconventionality increase original achievement? / S. F. K. Andreas [et. al.] // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28, N 2. Р. 198–206.

Guilford J. P. Some Changes in the Structure-of-Intellect Model // Educational and Psychological Measurement. 1988. Vol. 48. P. 1–4. 

GlăveanuV. P., Pedersen L. T., Wegener Ch. Creativity – A New Vocabulary. Palgrave Macmillan. London. 2016. Р. 193.

Gorunova, N. B., Druzhinin, V. N. Operational descriptors of the cognitive resource and productivity of test tasks and puzzles solving// Psikhologicheskii Zhurnal. 2001. Vol. 22. P. 21–29.

How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception / F. Zenasni [et. al.] // Learningand Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 216–223.

Lubart T. Creativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016. N 4. P. 7–15.

Nikolaenko L. I. Person’s creative potential as a subject of foreign and native investigations: theoretical analysis // Scientific review. 2016. N 1 (22). P. 107–112.

Reimeris R. Theoretical features of the creative society // Creativity Studies. 2016. Vol. 9, N 1. Р. 15–24. 

Torrance E. P. Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. Manuscript submitted for publication. 2001. 176 p.

How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception / F. Zenasni [et. al.] // Learningand Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 216–223.


Полная версия (русская)