«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 16

Формирование психологической компетентности руководителя с помощью модульного обучения

Автор(ы)
Т. А. Терехова, Л. Л. Михайлова
Аннотация

Представлен анализ формирования психологической компетентности руководителя с помощью модульного обучения. Для оценки эффективности модульного обучения использовалась модель Д. Киркпатрика, в которой предлагается ряд параметров для оценки: результаты обратной связи от руководителей после проведения модульного тренинга результаты формирования когнитивного аспекта компетентности самооценка руководителя, направленная на выявление уровня развития компетентности. В процессе исследования получены позитивные изменения в динамике психологической компетентности руководителей по всем параметрам модели Д. Киркпатрика: это и высокие оценки приобретенного опыта в ходе тренинга, и объективные данные среза знаний (оценка когнитивного компонента компетентности), и данные самооценок руководителей.

Ключевые слова
психологическая компетентность, модульное обучение, самооценка, обратная связь, когнитивный компонент психологической компетентности
УДК
316.6
Литература

1. Геранюшкина Г. П. Особенности технологии ассессмент-центров // Сиб. пси-хол. журн. – 2005. – № 21. – С. 16–22.

2. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журн. – 2006. – 4 мая. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

3. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. – 2009. – № 2 (2). – С. 99–106.

4. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность / А. Д. Карнышев, М. А. Винокуров, Е. Л. Трофимова. – Иркутск : БГУЭП, 2009. – 310 с.

5. Михайлова Л. Л. Психологическая компетентность руководителя и методы ее формирования / Л. Л. Михайлова. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. – 199 с.

6. Михайлова Л. Л. Оценка уровня развития психологической компетентности руководителя // Изв. ИГЭА. – 2010. – № 4. – С. 178–181.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – М. : Когито-центр, 2002. – 396 с.

8. Терехова Т. А. Ассесмент-центр как метод оценки компетентности руководителя / Т. А. Терехова, Л. Л. Михайлова. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. – 205 с.

9. Armstrong M. A. Handbook of Human Resource Management practice / M. Armstrong. – N. Y. : Kogan Page, 2001. – 880 р.

10. Вlаnк W. Е. Handbook for developing Competency-Based Training Programs / W. Е. В1аnк. – New-Jersey : Prentice Hall, 1982. – 36 p.

11. Boyatzis R. F. The competent manager: a model for effective performance / R. F. Boyatzis. – N. Y. : Wiley Interscience, 1982. – 308 p.

12. Meta-analysis of assessment centre validity / B. B Gaugler, D. B. Rosenthal, G. C. Thornton, C. Bentson // Journal of Applied Psychology. – 1987. – Aug. – Vol. 72(3). – Р. 493–511.

13. Hoffman T. The meanings of competency / Т. Hoffman // Journal of European Industrial Training. – 1999. – Vol. 23. – N 6. – Р. 25–28.

14. Hunter J. E. Validity and utility of alternate predictors of job performance / J. E. Hunter, R. Hunter // Psychological Bulletin. – 1984. – N 96. – Р. 72–98.

15. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. – Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. – Р. 24.

16. Moon B. Introducing the modular curriculum // The modular curriculum. – Lon-don, 1988. – Р. 9–21.

17. Raven J. Education, values and society: The objectives of education and the nature and development of competence / J. Raven. – London : H. K. Lewis New York : Psychological Corp., 1977. – 351 p.

18. Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. – Minneapolis : BPC, 1974. – 164 p.

19. Schmidt N. Meta-analysis of validity studies published 1964 and 1982 and the investigation of study characteristics // Personnel Psychology. – 1984. – N 37. – P. 407–422.

20. Spencer L. M. Competency assessment methods / L. M. Spencer, D. C. McClelland, S. M. Spencer. – Boston : MA, 1990. – 384 p.

21. Stadler K. Psychological assessment of candidates to the catholic priesthood. A comparison between bishops’ and psychologist’ views / K. Stadler. – Geteborg : Dep. of psychology. Göteborg univ., 2002. – 51 p.

22. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychologi-cal review. – 1959. – N 66. – P. 297–333.


Полная версия (русская)