«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Полимодальное восприятие младших школьников с задержкой психического развития

Автор(ы)
И. Ю. Мурашова, В. А. Бандурина
Аннотация
Проблема исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей восприятия учебной информации младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР) через расширение представлений об их полимодальном восприятии. Анализируются результаты исследования полимодального восприятия первоклассников с ЗПР. Определено процентное соотношение ведущих и неведущих (активных, инактивных) модальностей в структуре полимодального восприятия. Установлены достоверные различия по частоте встречаемости активных, инактивных модальностей, гармоничных и дисгармоничных профилей в индивидуальной структуре полимодального восприятия у детей с ЗПР и с нормальным психическим онтогенезом. Выявленные особенности полимодального восприятия младших школьников с задержкой психического развития следует учитывать при создании информационно-образовательной среды в школе.
Ключевые слова
задержка психического развития, ведущая модальность восприятия, активные и инактивные неведущие модальности восприятия, профиль полимодального восприятия
УДК
159.95 + 372.3/4
Литература

1. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М. : Педагогика, 1982. – С. 9–31.

2. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания : монография / Т. Н. Бандурка. – Иркутск : Оттиск, 2005. – 204 с.

3. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира / В. П. Зинченко // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. : Педагогика, 1983. – С. 140–149.

4. Инденбаум Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с лёгким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 4–10.

5. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сб. материалов юбил. конф. В 5 т. Т. 4 / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – М. : Когито-Центр, 2015. – С. 231–233.

6. Мурашова И. Ю. Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребенка [Электронный ресурс] / И. Ю. Мурашова // Crede Experrto: транспорт, обще-ство, образование, язык : междунар. информ.-аналит. журн. – 2015. – № 1. – URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/issue2015-1.

7. Мурашова И. Ю. Содержательные аспекты исследования полимодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста / И. Ю. Мурашова // Сиб. пед. журн. – 2015. – № 2. – С. 166–169.

8. Мурашова И. Ю. Структура полимодального восприятия и её особенности у дошкольников седьмого года жизни с общим недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : кол. монография / под. ред. И. В. Андулян. – Уфа : Аэтерна, 2016. – С 138–151.

9. Мурашова И. Ю. Диагностика индивидуальной структуры полимодального восприятия детей с общим недоразвитием речи / И. Ю. Мурашова // Междунар. науч.-исслед. журн. – 2017. – № 2 (56), ч. 3. – С. 70–74.


Полная версия (русская)