«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Отношение подростков с девиантным поведением к лицам с ограниченными возможностями здоровья

Автор(ы)
А. М. Щербакова
Аннотация

Рассматривается отношение 35 девиантных подростков к трем категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья: инвалидам, умственно отсталым, лицам с физическими недостатками. Методики позволили получить однонаправленные результаты: девиантные подростки обнаруживают типичные черты дезадаптивной личности – агрессивность и недостаточную эмпатийность, что можно рассматривать как предпосылку интолерантного отношения. Предположение подтвердилось. Доказано, что подростки с девиантным поведением имеют преимущественно негативное или противоречивое отношение к обозначенным категориям лиц с ОВЗ, наблюдается неустойчивая тенденция лучшего отношения со стороны девушек. Наихудшим является отношение к умственно отсталым: не встретилось ни одного случая позитивного отношения. Таким образом, инклюзия лиц с ОВЗ в среду, где есть девиантные подростки мужского пола, не представляется целесообразной.

Ключевые слова
девиантное поведение, инвалид, инклюзия, ограниченные возможности здоровья, толерантность, умственная отсталость, эмпатия
УДК
159.973
Литература

1. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. В 6 т. Т. 5 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 368 с.

2. Епифанова И. А. Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания / И. А. Епифанова // Психологические проблемы современной российской семьи : материалы II всерос. науч. конф. – М., 2005. – С. 21–28.

3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М. : Академия, 2004. – 288 с.

4. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова // Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. – М. : Педагогика, 1988. – С. 149–160.

5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2005. – 445 с.

6. Морозова Е. В. Внутренняя картина инвалидности (генез, структура, функции, свойства) / Е. В. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – М. : Медицина, 2008. – С. 42–46.

7. Панцырь С. Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] / С. Н. Панцырь // Психол. наука и образование : электрон. журн. – 2012. – № 1. – URL: http://psyjournals.ru/files/50857/psyedu_ru_2012_1_ Pansir.pdf.

8. Панцырь С. Н. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С. Н. Панцырь, А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 2. – С. 64–72.

9. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе : метод. рекомендации для школьных психологов / под ред. Л. П. Пономаренко. – Одесса : Астра-Принт, 1999. – 78 с.

10. Птицына Н. А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности подростков [Электронный ресурс] / Н. А. Птицына, Е. А. Крохина // Центр изучения молодежи «Поколения.NET» : сайт. – URL: http://www.regioncentre.ru.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2000. – 350 с.

12. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Степанов. – М., 2002. – 178 с.

13. Цубер Й. Психологические аспекты реабилитации / Й. Цубер, Й. Вейс, У. Кох // Клин. психология. – СПб. : Питер, 2006. – 1312 с.

14. Шеманов А. Ю. Инклюзия в культурологической перспективе / А. Ю. Шеманов, Н. Т. Попова // Психол. наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 74–82.

15. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Акад. проект Трикста, 2005. – 336 с.

16. Щербакова А. М. Особенности отношения младших школьников к детям-инвалидам / А. М. Щербакова // Вопр. психол. здоровья детей и подростков. – 2007. – № 2 (7). – С. 52–58.

17. Щербакова А. М. Психологические детерминанты интеграции в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Щербакова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы Третьего междунар. теорет.-методол. семинара. В 2 ч. Ч. 1. – М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 254 с.

18. Щербакова А. М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М. : МГППУ, 2011. – 244 с.

19. Щербакова А. М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Щербакова // Вопр. психол. здоровья детей и подростков – 2013. – № 2(13). – С. 67–74.

20. Щербакова А. М. Изучение отношения к собственной инвалидности слепых и слабовидящих молодых людей с помощью методики «Синквейн» [Электронный ресурс] / А. М. Щербакова // Психол. наука и образование. – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 208–226. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Scherbakova_Baskakova.phtml.

21. Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / И. М. Юсупов. – СПб., 1995. – 252 с.


Полная версия (русская)