«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Балльно-рейтинговая система контроля знаний как средство развития учебной мотивации студентов-бакалавров

Автор(ы)
Т. М. Щёголева, З. В. Диянова
Аннотация
Рассматривается актуальная проблема влияния балльно-рейтинговой системы (БРС) контроля знаний на учебную мотивацию студентов. Представлен анализ балльно-рейтинговой системы, ее задач и функций. Обращено внимание на одну из основных функций – мотивационно-стимулирующую. Проанализированы результаты эмпирического исследования влияния БРС на учебную мотивацию бакалавров. Приведены данные об удовлетворенности – неудовлетворенности студентов этой системой.  Показано, что у студентов, удовлетворенных БРС, преобладают внешние учебные мотивы, тогда как у студентов, не удовлетворенных БРС, – внутренние мотивы. Мотивационно-стимулирующая функция БРС реализуется в том, что для одной группы студентов она обеспечивает дополнительные побуждения, для другой – дает возможность сосредоточить свои усилия на учебной деятельности, приучает к систематической работе, способствуя развитию внутренних мотивов.
Ключевые слова
контроль знаний студентов, балльно-рейтинговая система оценки знаний, учебная мотивация, структура учебной мотивации студентов, внешние и внутренние мотивы учебной деятельности, развитие учебной мотивации, отношение студентов к БРС, удовлетворенность и неудовлетворенность студентов БРС
УДК
378.178 + 159.947.5
Литература

1. Бузакова О. Л. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин как элемент оценки достижения студентов / О. Л. Бузакова // Источник. – 2016. – № 1. – С. 44–48.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высш. шк., 2001. – 207 с.

3. Добрица В. П. О балльно-рейтинговой системе в подготовке бакалавров / В. П. Добрица, М. О. Таныгин // Вестн. Моск. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 66–75.

4. Домаренко Е. В. Реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах: состояние, проблемы, перспективы / Е. В. Домаренко, А. Ю. Домбровская // Концепт. – 2013. – № 11. – С. 1–7.

5. Лежнина Л. В. Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности / Л. В Лежнина, В. И. Шишковский // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 10. – С. 91–94.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2005. – 352 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 720 с.

8. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. – М., 1994. – 431 с.

9. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. – М. : Академкнига Добросвет, 2003. – 596 с.


Полная версия (русская)