«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 20

Динамика мотивации научной деятельности после защиты докторской диссертации

Автор(ы)
Т. В. Разина
Аннотация
Целью исследования является изучение динамики силы и структурных характеристик системы мотивации научной деятельности в течение ряда лет после защиты докторской диссертации. Выборка исследования – 57 докторов наук, после защиты которых прошло от 1 до 7 лет. Результаты исследования показали, что после защиты докторской диссертации уровень мотивации к научной деятельности и ее функциональные возможности резко снижаются. Это оказывает дестабилизирующее воздействие на всю психологическую систему научной деятельности и отражается на ее продуктивности. Восстановление функциональных возможностей системы мотивации научной деятельности у докторов наук происходит через 4–7 лет после защиты. Для оптимизации восстановления функциональных возможностей системы мотивации научной деятельности рекомендуется психологическое сопровождение, направленное на восстановление мотивационных ресурсов.
Ключевые слова
защита диссертации, мотивация научной деятельности, функциональная надежность, мотивационное истощение, профессиональный стресс
УДК
316.628.5
Литература

1. Башаева Т. В. Метасистемный подход в исследовании генезиса когнитивных способностей : монография / Т. В. Башаев, А. В. Карпов. – Владимир : Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2009. – 232 с.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М. : Пер Сэ, 2006. – 511 с.

3. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. – М. : Ин-т психологии РАН, 2003. – 318 с.

4. Карпов А. В. Психология деятельности. В 5 т. Т. 1. Метасистемный подход / А. В. Карпов. – М. : РАО. 2015. – 546 с.

5. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход / А. В. Кар-пов. – М. : РАО, 2011. – 1088 с.

6. Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта / А. В. Карпов, А. С. Петровская. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2007. – 325 с.

7. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / Е. В. Карпова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 190 с.

8. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков / Т. А. Климонтова // Образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 30–39.

9. Леньков С. Л. Российская организационная культура: специфика с позиций метасистемного подхода / С. Л. Леньков // Журн. практ. психологии. – 2007. – № 4. – С. 37–49.

10. Леонова А. Б. Синдромы профессионального стресса у врачей различных специализаций / А. Б. Леонова, М. А. Багрий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2009. – № 3. – С. 44–53.

11. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.

12. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М. : Ин-т психологии РАН, 2011. – 512 с.

13. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

14. Arzenšek A. Slovenian young researchers’ motivation for knowledge transfer / A. Arzenšek, К. Košmrlj, N. T. Širca // Higher education. – 2014. – Vol. 68, N 2. – Р. 185−206.

15. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study / C. Cherniss // Journal of Organizational Behavior. – 1991. – N 12. – Р. 1−11.

16. Conradi K. Motivation terminology in reading research: A conceptual review / K. Conradi, B. G. Jang, M. C. McKenna // Educational psychology review. – 2014. – Vol. 26, N 1. – P. 127−164.

17. Glynn S. M. Science motivation questionnaire II: validation with science majors and nonscience majors / S. M. Glynn, P. Brickman, N. Armstrong, G. Taasoobshirazi // Journal of research in science teaching. – 2011. – Vol. 48, N 10. – P. 1159–1176.

18. A structural model of stress, motivation, and academic performance in medical students / J. Park, S. Chung, H. An, S. Park, Lee C., S. Y. Kim, J. D. Lee, K. S. Kim // Psychiatry Investigation. – 2012. – N 9(2). – P. 143–149.

19. Riyadi S. Effect of work motivation, work stress and job satisfaction on teacher performance at senior high school (SMA) throughout the state Central Tapanuli, Sumatra / S. Riyadi // IOSR Journal of humanities and social science. – 2015. – Vol. 20, N 2, Ver. 1. – Р. 52−57.

20. Dimensions of reading motivation and their relation to reading behavior and competence / U. Schiefele, E. Schaffner, J. Möller, A. Wigfield // Reading research quarterly. – 2012. – V. 47, N 4. – P. 427–463.

21. Struthers C. W. An examination of the relationship among academic stress, coping, motivation, and performance in college / C. W. Struthers, R. P. Perry, V. H. Menec // Research in higher education. – 2000. – Vol. 41, N 5. – Р. 581−592.

22. Motivation and performance: uncertainty regulation in Canada and Japan / A. C. H. Szeto, R. M. Sorrentino, S. Yasunaga, S. Kouhara, L. Lin // Motivation and emotion. – 2011. – Vol. 35, N 3. – P. 338–350.

23. Wani S. K. Job stress and its impact on employee motivation: a study of a select commercial bank / S. K. Wani // International journal of business and management invention. – 2013. – Vol. 2, N 3. – Р. 13−18.


Полная версия (русская)