«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2015. Том 13

Гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников

Автор(ы)
Н. А. Киселевская
Аннотация
Рассматриваются актуальные вопросы изучения гендерных особенностей полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников, так как, несмотря на наличие разработок, касающихся этой проблемы, большинство материалов посвящены работе с детьми, имеющими нормальный интеллект. По данным отдельных исследований, процесс формирования полоролевого поведения у умственно отсталых детей крайне затруднен, что вызвано многими причинами, основной среди которых является нарушение интеллектуального развития. Мы предположили, что в полоролевом поведении мальчиков и девочек с умственной отсталостью будут наблюдаться общие характеристики, обусловленные интеллектуальным дефектом, и специфические особенности, предопределенные половой принадлежностью. Базой исследования явилась ОГСКОУ СКОШ № 5 VIII вида г. Иркутска. Общая выборка составила 24 человека в возрасте 10–11 лет: 12 мальчиков и 12 девочек. В исследовании приняли участие также учителя начальных классов СКОШ в количестве 8 человек.
Представленырезультаты исследования гендерных особенностей полоролевого поведения младших школьников с умственной отсталостью. Выявлено, что гендерные поведенческие стереотипы определяют выбор полоролевого поведения мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта. Установлено, что младшие школьники с умственной отсталостью имеют достаточно полное представление о «правильном поведении» девочек и мальчиков. Педагоги часто говорят с учениками о «школьном» поведении, значительно меньше – о полоролевом. На основании проведенного исследования разработаны практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию полоролевого поведения.
Ключевые слова
полоролевое поведение, младшие школьники, умственная отсталость, гендерные особенности, социализация
УДК
159.973
Литература

1. Борнякова Л. М. Мониторинг социализации воспитанников как средство повышения коррекционно-развивающей работы в детском доме-интернате / Л. М. Борнякова, Б. М. Басангова // Соц. обслуживание. – 2010. – № 6. – С. 47–58.

2. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина. – СПб. : КАРО, 2014. – 118 с.

4. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. – М. : ИНФА, 2011. – 160 с.

5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2012. – 192 с.

6. Маллер А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Педагогика, 2000 – 224 с.

7. Романов И. В. Развитие половой идентичности / И. В. Романов. – М. : Академия, 2013. – 64 с.


Полная версия (русская)