«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 15

Семантика визуальных образов, транслирующих традиционные ценности (на примере оценки рекламы студенческой молодежью)

Автор(ы)
И. М. Кыштымова
Аннотация

Представлены результаты исследования семантики рекламных образов, дифференцированных на основе аксиологического критерия. Верифицировалось предположение о различии семантической оценки рекламы, транслирующей традиционные для отечественной культуры (камертонные) ценности и ценности, антитезирующие им. Шестьдесят студенток оценивали четырнадцать дифференцированных экспертами рекламных изображений, во-первых, с позиции их соответствия идеальным понятиям, во-вторых, с точки зрения выполнения прагматической функции позиционирования товара. В-третьих, проводилась семантическая оценка рекламы по шкалам «большой пятерки» личностных факторов. Полученные данные обработаны с помощью методов математической статистики. Обнаружены достоверные различия в семантике дифференцированных по ценностному признаку рекламных образов. Выявлено, что, в основном, образы, транслирующие традиционные ценности, получают более позитивную семантическую оценку. При этом получены данные о том, что нарушение традиционных гендерных установок повышает оценку образов, что может быть следствием более динамичной трансформации такого рода ценностей.

Ключевые слова
семантика, камертонная культура, реклама, визуальный образ, ценности, «большая пятерка» личностных факторов
УДК
159.9.072
Литература

1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. – М. : Наука Смысл, 1999. – 350 с.

2. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. – М. : Политиздат, 1991. – 412 с.

3. Диденко В. Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения / В. Д. Диденко. – М. : Беловодье, 2005.– 288 с.

4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. – М. : Когито-Центр Изд-во Ин-та психол. РАН, 1997. – 432 с.

5. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности / И. М. Кыштымова. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – 579 с.

6. Кыштымова И. М. Креативность школьников: психосемиотический подход : дис. … д-ра психол. наук / И. М. Кыштымова. – М., 2009. – 529 с.

7. Михайлов Ф. Т. Культура как порождающее человека отношение / Ф. Т. Михайлов // Теоретическая культурология / А. В. Ахтухин [и др.]. – М., 2005. – С. 124–143.

8. Розин В. М. Личность и ее изучение / В. М. Розин. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с.

10. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. – СПб. : Речь, 2002. – 480 с.


Полная версия (русская)