«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 15

Перспективы экзистенциального подхода в современном образовании

Автор(ы)
О. Л. Подлиняев, Ю. В. Аннушкин
Аннотация

Обосновывается необходимость экзистенциального подхода в современном образовании. Анализируются причины кризиса традиционной социодинамической парадигмы, переставшей соответствовать современной культурной ситуации. Показано, что на протяжении четырехсот лет педагогическая наука и практика образования в целом развивались в соответствии с канонами Нового времени как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключались субъективные, личностные элементы, а также и внутренние смыслы самого образования. Отмечается, что в современных условиях важнейшим качеством человека становится его способность к самотрансценденции, определяемость изнутри. Проводятся параллели между экзистенциальным подходом в гуманитарных науках и современными выводами квантовой физики. Предлагаются базисные установки экзистенциального мировоззрения, и на этой основе формулируются аксиологические постулаты экзистенциального образования.

Ключевые слова
образование, экзистенциализм, самотрансценденция, личность, смысл, мировоззрение, ценность
УДК
378.1
Литература

1. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный анализ свойств виртуальной реальности / Ю. В. Аннушкин // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. образования. Сер. Пед. науки. – Иркутск, 2012. – Вып. 16. – С. 29–33.

2. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальные ценности в образовании / Ю. В. Аннушкин // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. образования. – 2013. – № 19. – С. 30–32.

3. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В. Ф. Базарный. – Сергиев Посад : [б. и.], 2004. – 79 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. / Б. С. Гершунский. – М. : Совершенство, 2003. – 223 с.

5. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. – М. СПб. : ПЕР СЭ ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.

6. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической психотерапии / А. Лэнгле // Психотерапия. – 2004. – № 4. – С. – 41–48.

7. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях : учеб. пособие / О. Л. Подлиняев. – 3-е изд., испр. и доп. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – 160 с.

8. Подлиняев О. Л. К проблеме обезличенности современного отечественного образования/ О. Л. Подлиняев // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. образования. Сер. Пед. науки. – 2012. – Вып. 16. – С. 23–32.

9. Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопр. философии. – 1991. – № 6. – С. 46–52.

10. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс пер. с англ. общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. – М. : Прогресс, 1986. – 432 с.

11. Роджерс К. Р. Свобода учиться / К. Р. Роджерс, Д. Фрейберг. – М. : Смысл, 2002. – 527 с.

12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов : сб. / Ф. Ницше [и др.] сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. – М. : Политиздат, 1989. – С. 319–324.

13. Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г. Л. Тульчинский. – СПб. : Алетейя, 2002. – 680 с.

14. Фейнман Р. Характер физических законов / Р. Фейнман. – М. : АСТ, 2014. – 256 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева вступ. ст. Д. А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

16. Capek M. The Philosophical Impact of Contemporary Physics / M. Capek. – Princeton, N. J. : D. Van Nostrand, 1961. – P. 122.


Полная версия (русская)