«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 23

Когнитивные и регулятивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования

Автор(ы)
М. М. Кашапов, А. А. Волченкова
Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования когнитивных и регулятивных основ формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования. Толерантность рассматривается как системное качество личности. Когнитивный уровень изучался на основе когнитивно-стилевого подхода. Регулятивный уровень рассматривался через типы психической регуляции личности. Коммуникативный уровень исследовался в процессе проведения разработанной нами коррекционной программы. Анализ результатов, полученных в ходе психолого-педагогического эксперимента, направленного на формирование толерантности, позволил установить положительную динамику. Отмечено проявление отсроченного эффекта, что весьма ценно для практики. Обобщение эмпирических результатов способствует обоснованию перспективного направления в области исследования проблемы формирования и повышения уровня толерантности школьников.
Ключевые слова
подростки, толерантность, толерантность как система, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья
УДК
159.9.072
Литература

1. Гущина Т. Н. Я и мои ценности / Т. Н. Гущин. – М. : АРКТИ, 2008. – 125 с.

2. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В. Карпов. – М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – 503 с.

3. Кашапов М. М. Гносеологические основы исследования педагогического мышления как компетентности преподавателя / М. М. Кашапов // Тр. Ярослав. методол. семинара (методология психологии) / гл. ред. В. В. Новиков. – Ярославль : МАПН, 2003. – Т. 1. – С. 168–186.

4. Кашапов М. М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода / М. М. Кашапов // Психологическое обеспечение национальных проектов развития общества: опыт, инновационные технологии, ментальные барьеры : материалы Междунар. конгресса. Кострома, 17–18 окт. 2008 г. / отв. ред., сост.: Н. П. Фетискин, А. Л. Журавлев. – М. Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. – С. 165–170.

5. Кашапов М. М. Специфика метакогнитивного подхода к пониманию конфликтной компетентности / М. М. Кашапов // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под науч. ред. М. М. Кашапова. – Ярославль, 2012. – С. 13–104.

6. Кашапов М. М. Метакогнитивное обоснование ситуативности/ надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович, Т. В. Огородова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – Т. 157, кн. 4. – С. 189–202.

7. Колга В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости : дис. … канд. психол. наук / В. А. Колга. – Л., 1976. – 164 с.

8. Креативность как ключевая компетентность педагога : монография / под ред. М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, Т. В. Огородовой. – Ярославль : Индиго, 2013. – 392 с.

9. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопр. психологии. – 1975. – № 2. – С. 31–45.

10. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986. – 254 с.

11. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности : монография / Г. С. Прыгин. – Ижевск Набережные Челны : Изд-во Ин-та упр., 2009. – 408 с.

12. Солдатова Г. У. Разные, но равные: большие психологические игры / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. – М. : Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. – 333 с.

13. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная.– СПб. : Питер, 2004. – 384 с.

14. Шадриков В. Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить : монография / В. Д. Шадриков. – М. : Унив. кн., 2016. – 219 с.

15. Crozier W. R. Understanding Shyness: Psychological Perspectives / W. Ray Crozier. – N. Y. : Palgrave, 2001. – 250 p.

16. Policy Guidelines on Inclusion in Education [Электронный ресурс]. – France : UNESCO, 2009. – 38 p. – URL: unesdoc.unesco.org›images/0017/001778/177849e.pdf.


Полная версия (русская)