«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2018. Том 24

Особенности ценностного отношения к отцовству детей вовлеченных и невовлеченных отцов

Автор(ы)
Ю. В. Борисенко
Аннотация
Изложены теоретические предпосылки исследования особенностей ценностного отношения к отцовству детей младшего школьного возраста, их взаимосвязь с вовлеченностью отца в жизнь данного ребенка, а также результаты исследования, в котором приняли участие 135 испытуемых: 90 родителей и 45 мальчиков, средний возраст которых составил 10,1 года. Дети были поделены на две группы по признаку вовлеченности отца в жизнь данного ребенка. Статистический анализ полученных данных показал, что дети вовлеченных отцов демонстрируют более высокие результаты по следующим параметрам: «гендерные установки», «гендерная оценка отца», «нравственные установки», «ответственность», «отношение к миру», «отношение к труду», «отношение к человеку», «позитивное отношение к семье», «ценность семьи», а также «здоровый образ жизни» и «принятие себя», в то время как у детей невовлеченных отцов наблюдается рассогласование в представлениях об отцовстве.
Ссылка для цитирования:
Борисенко Ю. В. Особенности ценностного отношения к отцовству детей вовлеченных и невовлеченных отцов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 24. С. 23–33. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.24.23
Ключевые слова
готовность к отцовству, ценностное отношение к отцовству, развитие личности, младший школьный возраст
УДК
Литература

Алешина Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум : учеб.-метод. пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. 120 с.

Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. 2006. № 2. С. 70–81. (2006 a)

Борисенко Ю. В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44–55. (2006 b)

Боязитова Т. Д. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). 2011. № 6. С. 18–19.

Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 5. С. 38–44.

Каширски, Д. В., Безугляк О. С. Развитие ценностей-идеалов на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Ползунов. вестн. 2006. № 3. С 116–124.

Кедярова Е. А. Специфика отцовского отношения к детям дошкольного возраста // В мире науч. открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 151–160.

Кедяров, Е. А., Уварова М. Ю. Психология развития личности: учебное пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. 177 с.

Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. 189 с.

Левина Н. А., Сосова С. В. Самоотношение и механизмы психологической защиты молодых мужчин с несформированной личностно-смысловой сферой отцовства // Психология XXI в. : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. мол. ученых. 2009. С. 344–348.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников : учеб. пособие. Волгоград : ВГПИ, 1983. 72 с.

Овсяникова Е. А. Ценностные ориентации отцов с разными родительскими установками // Науч. результат. Сер. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, № 2. С. 28–33.

Помарчук Т. В. Формирование ответственного отцовства как профилактика социальных рисков // Социальная работа: теории, методы, практика : материалы интернет-конф. и семинаров. 2016. Т. 3. № 5. С. 19–22.

Пономарева Е. В. Ценность отцовства для современного мужчины // Концепт. 2016. Т. 4. С. 11–15.

Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М. : Академия : АПКиПРО, 2003. 82 c.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2016. 320 с.

Ярославцева И. В. Оптимизация адаптационного потенциала депривированных детей // Ежегодник российского психологического общества : материалы 3-го всерос. съезда психологов (25–28 июня 2003 г.). СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 685–689.

Promoting fathers engagement with children: Preventive interventions for low-income families / P. A. Cowan, C. P. Cowan, M. K. Pruett, K. Pruett, J. J. Wong // Journal of Marriage and Family. 2009. N 71(3). P. 663-679. doi:10.1111/j.1741-3737.2009.00625.x

Doherty W. J., Erickson M. F., LaRossa R. An Intervention to Increase Father Involvement and Skills With Infants During the Transition to Parenthood // Journal of Family Psychology. 2006. Vol. 20, N 3. P. 438–447.

Eggebeen D. J., Knoester C. Does Fatherhood Matter for Men? // Journal of Marriage and the Family. 2001. Vol. 63. N 2. P. 381–393.

Fagan J., Lee Y. Effects of fathers early risk and resilience on paternal engagement with 5-year-olds // Journal of Family Relations. 2012. N 61(5). P. 878–892.

Fthenakis W. E., Berwanger D., Reichert-Garschhammer E. Der Bildungs- und Erziehungsplan für Kinder von 0 bis 10 Jahren in Hessen. Wiesbaden : SM + KM, 2007. 355 p.

Lamb M. E. The role of the father in child development (5th ed.). New York : Wiley, 2010. 672 p.

Pleck J. H., Hofferth S. Mother involvement as an influence on father involvement with early adolescents // Fathering. 2008. N 6. P. 267–286.


Полная версия (русская)