«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

Сравнительный анализ моделей формирования профессиональных педагогических компетенций

Автор(ы)
В. С. Карапетян, Л. В. Коваленко
Аннотация
Представлено исследование структурно-функциональных особенностей современных зарубежных моделей профессиональной педагогической компетентности. Существующие варианты моделей компетенций недостаточно отражают способы их сопоставления, взаимосвязи и ранжирования по степени важности, поэтому возникла необходимость сравнительного анализа всего спектра экспериментального исследования компетенций в деятельности педагогов. Использование метода моделирования компетенций в соотношении с практическими, перцептивными, речевыми и умственными действиями позволило сделать попытку дополнения действующих моделей некоторыми структурно-функциональными компонентами в соответствии с педагогическими и психологическими требованиями, а также выявить их взаимосвязи. Описано применение моделей профессиональных компетенций в практической деятельности учителя с целью повышения качества образования.
Ключевые слова
модель, моделирование, профессиональные компетенции, педагогическая деятельность, структурно-функциональные компоненты, профессиональное развитие
УДК
371.123
Литература

1. Делор Ж. Образование – скрытое сокровище : доклад / Ж. Делор. – М. : Моск. шк. полит. исслед., 2002. – 472 с.

2. Шадриков В. Д. Взаимосвязь базовых компетенций педагогической деятельности и общего показателя успешности педагогов, фрагмент из доклада 19 мая 2014 г. на заседании действующего семинара [Электронный ресурс] / В. Д. Шадриков. – URL:conflictmanagementru/shema-pedagogicheskoy-kompetentnosti/.

3. Rethinking Human Capital: Singapore as a Model for Teacher Development / by Susan Sclafani // the Aspen Institute Education and Society Program, chartwell education group, 2008. – 22 p.

4. Esteve J. M. La tercera revolución educativa: la educación en la sociedad del conocimiento / J. M. Esteve. – Barcelona : Paidós Ibérica, 2003. – P. 358–360.

5. Richard P. Critical thinking / P. Richard, L. Elder. – N. J. : Prentice-Hall, 2014. – 458 p.

6. Ennis R. H. Critical thinking assessment. In Fasko, Dan (Ed.), Critical thinking and reasoning: Current theories, research, and practice / R. H. Ennis. – Cresskill, N. J. : Hamp-ton, 2003. – P. 179–186.

7. Education at a Glance 2012: OECD Indicators, OECD Publishing [Электронный ресурс]. – URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2012.

8. Ferrandez-Berrueco R. Teaching competences in Secondary Education / R. Ferran-dez-Berrueco, L. Sanchez-Tarazaga / e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation, RELIEVE. – 2014. – Vol. 20 (1), Jaume I. – P. 1–20.

9. McClelland D. C. Testing for competence rather than for intelligence / D. C. McClelland // American Psychologist. – 1973. – N 28. – P. 1–14.

10. Perrenoud Ph. La formación de los docentes en el siglo XXI, Facultad de Psicología y Ciencias de la Educación Universidad de Ginebra 2001 (Traducción hecha por María Eugenia Nordenflycht) / Ph. Perrenoud // In Revista de Tecnología Educa-tiva (Santiago – Chile). – 2001. – Vol. XIV, N 3. – P. 503–523.

11. Suciu A. Conceptual delimitations regarding pedagogical competenc(i)e(s) / A. Suciu, L. Mâţă // Educația Plus, Universitatea «Aurel Vlaicu» from Arad, Facultatea de Ştiințe ale Educației, Psihologie și Asistență Socială.– 2010. – N (2) 12. – P. 189–200.


Полная версия (русская)