«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2016. Том 17

Философские, психологические и социально-педагогические аспекты исследований научной деятельности обучающейся молодежи

Автор(ы)
В. В. Семикин, М. С. Игнатенко, Т. А. Фленина
Аннотация

Представлен анализ основных философских, культурологических, психологических и социально-педагогических аспектов научного познания, исследований научной деятельности как творческого процесса, его роли в развитии личности, становлении ученого и обучающегося – будущего исследователя как субъектов научной деятельности. Аналитический обзор показал, что научно-исследовательская деятельность обучающихся является основой развития научного творчества, исследовательского образования в подготовке кадров высшей квалификации при использовании определенных условий привлечения студентов к научной деятельности. Выявлена недостаточная степень изученности эффективности механизмов вовлечения студентов в научную деятельность, роли, вклада обучающихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, и молодых ученых в различные области научного знания, в частности в психологическую науку.

Ключевые слова
научное творчество, исследовательское образование, научно-исследовательская деятельность, личность ученого, научное познание, активизация научно-исследовательской работы (НИР) студентов
УДК
159.9.01
Литература

1. Артемьева О. А. Социально-психологическая детерминация отечественной психологии как становление и развитие коллективного субъекта научной деятельности в первой половине XX столетия : автореф. дис. … д-ра психол. наук / О. А. Артемьева. – М., 2013. – 45 с.

2. Бережнова Л. Н. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология : учеб. пособие / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский. – СПб. : Кн. дом, 2007. – 208 с.

3. Володарская Е. А. Социально-психологическая концепция имиджа науки в обществе : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Е. А. Володарская. – М., 2009. – 366 с.

4. Гаранин О. Д. История и философия науки : учеб. пособие / О. Д. Гаранин. – М. : МГТУГА, 2007. – Ч. 1. – 128 с.

5. Гирфанова Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Гирфанова. – Казань, 2005. – 201 с.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Р. Декарт. – М. : акад. проект, 2011. – 335 с.

7. Демченко З. А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950–2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы: монография / З. А. Демченко. – Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. – 256 с.

8. Игнатенко М. С. Научно-образовательный центр как школа молодого исследователя / М. С. Игнатенко, Т. А. Белогуц // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI в. : VII Санкт-Петерб. конгр. : сб. тр. – СПб., 2013. – С. 119–122.

9. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант пер. с нем. Н. Лосского сверен и отред. Ц. Г. Арзаканяном, М. И. Иткиным прим. Ц. Г. Арзаканяна. – М. : Эксмо, 2007. – 736 с.

10. Карпов А. О. Фундаментальные структуры и перспективы исследовательского образования как проблема философии науки : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. О. Карпов. – М., 2015. – 52 с.

11. Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. Т. 2. Способности А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. – Л. : Наука, 1960. – 216 с.

12. Коянбаева Г. Р. Исследовательская деятельность студентов как фактор формирования современной личности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию д-ра филос. наук, проф. М. З. Изотова / Г. Р. Коянбаева, Л. Р. Заурбекова. – Алматы : ИФПР КИ МОН РК, 2012. – С. 242–348.

13. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследоват. работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 12–17.

14. Ломовицкая В. М. XXV сессия Международной школы социологии науки и техники «Социальный портрет ученого» / В. М. Ломовицкая, С. А. Кугель // Социология науки и техники. – 2010. – Т. 1, № 2. – С. 137–139.

15. Москвина А. В. Становление научного творчества студентов как педагогическая проблема / А. В. Москвина // Вестн. ОГУ. – 2004. – № 7. – С. 67–71.

16. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина – М. Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т Модэк, 1999. – 640 с.

17. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. – М. : Нац. кн. центр, 2015. – 280 с.

18. Пахмутова М. А. Особенности личностных характеристик студентов, занимающихся исследовательской деятельностью / М. А. Пахмутова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 49–54.

19. Першуткин Б. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях : автореф. дис. … канд. экон. наук / Б. В. Першуткин. – М., 2006. – 175 с.

20. Психология науки : учеб. пособие / А. Г. Аллахвердян и др. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. – 312 с.

21. Саломатова Т. И. Культура ученого (философско-социологический анализ) : автореф. дис. … канд. философ. наук / Т. И. Саломатова. – Томск, 1983. – 261 с.

22. Самодурова Т. В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе / Т. В. Самодурова // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 4 (7). – С. 257–259.

23. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1987. – 368 c.

24. Терехина Д. С. Научно-исследовательская деятельность студентов как объект социального управления в современном российском вузе : автореф. дис. … канд. социол. наук / Д. С. Терехина. – М., 2012. – 179 с.

25. Философия науки и образования : учеб. пособие / В. А. Глуздов [и др.] – Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2010. – 104 с.


Полная версия (русская)