«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 22

Характеристики познавательной сферы и стиль учебной деятельности как факторы успешности адаптации к образовательной среде вуза у студентов различной профильной направленности

Автор(ы)
А. В. Микляева, С. А. Безгодова, С. В. Васильева, П. В. Румянцева, Н. В. Солнцева
Аннотация
Представлены результаты исследования индивидуальных особенностей когнитивной сферы и стилевых характеристик учебной деятельности как факторов успешности адаптации к образовательной среде вуза в контексте рассмотрения ее как субъективной оценки результата деятельности. Показано, что наиболее продуктивными для успешности адаптации к образовательной среде вуза являются сформированный метакогнитивный опыт, а также стиль учебной деятельности, ориентированный на критический анализ информации. Доказано наличие специфики данной детерминации для студентов разных направлений подготовки (технического, гуманитарного, естественно-научного). Подтверждено предположение о том, что соответствие индивидуальных особенностей познавательной сферы и стиля учебной деятельности характеру профессиональной подготовки обеспечивает более успешную адаптацию к образовательной среде.
Ключевые слова
адаптация, успешность, направления профессиональной подготовки, познавательная сфера, метакогнитивный опыт, понятийное мышление, стиль учебной деятельности
УДК
159.9.072
Литература

1. Безгодова С. А. Ценности студенческой группы и успешность учебной деятельности / С. А. Безгодова, С. В. Васильева, Е. В. Юркова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы всерос. науч.-практ. конф. – М., 2015. – С. 113–120.

2. Долгова В. В. Взаимосвязь стиля учебной деятельности и успеваемости студентов-психологов / В. В. Долгова // Вестн. Череповец. гос. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 127–131.

3. Евтух Т. В. Адаптация студентов к обучению в связи с особенностями их когнитивных стилей / Т. В. Евтух // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. 1, Психол. и пед. науки. – 2015. – № 1. – С. 98–104.

4. Емельяненко А. А. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые ее детерминанты / А. А. Емельяненко, М. В. Петровская // Фундам. исслед. – 2014. – № 8–7. – С. 1692–1700.

5. Ермаченко Н. А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе / Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева, В. А. Середа // Пед. образование в России. – 2017. – № 2. – С. 39–45.

6. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности / А. Д. Ишков. – М. : АСВ, 2004. – 224 с.

7. Кибальченко И. А. Роль метакогниций в интеграции интеллектуального и творческого ресурса студентов / И. А. Кибальченко, Г. М. Зурначян // Изв. Юж. федер. ун-та. Техн. науки. – 2013. – № 10. – С. 213–216.

8. Лукьянченко Н. В. Когнитивные стили студентов, обучающихся по двойной специальности с разной степенью успешности [Электронный ресурс] / Н. В. Лукьянченко, Н. В. Жбанкова // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 31. – С. 1391–1395. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970293.htm.

9. Орбодоева Л. М. Функции профессиональной метакомпетенции в содержании обучения иностранному языку в вузе / Л. М. Орбодоева // Учен. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер. Проф. образование, теория и методика обучения. – 2014. – № 6. – С. 106–111.

10. Пудовкина Н. Г. Ментальные модели как основа и препятствия аналитической деятельности / Н. Г. Пудовкина // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. – 2012. – № 1. – С. 349–352.

11. Савченко Е. В. Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности / Е. В. Савченко // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2015. – № 3 (23). – С. 97–108.

12. Сагалакова О. А. Метакогнитивные механизмы регуляции при социальной тревоге в ситуации проверки знаний / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. – 2012. – № 2. – С. 268–271.

13. Толстых Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю. И. Толстых // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Гуманитар. науки. – 2011. – № 4 (20). – С. 137–142.

14. Учет психологических закономерностей устройства понятийного опыта как фактор повышения качества математического образования / Э. Г. Гельфман, И. Г. Просвирова, М. А. Холодная, С. Н. Цымбал // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2009. – № 11. – С. 55–60.

15. Федоров А. В. Проявление когнитивных стилей студентов в учебном процессе / А. В. Федоров // Культура. Наука. Образование. – 2011. – № 1 (18). – С. 159–168.

16. Хицкая В. Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе : дис. ... канд. пед. наук / В. Ю. Хицкая. – М., 2002. – 135 c.

17. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

18. Чернокова Т. Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования / Т. Е. Черникова // Вестн. Сев. (Аркт.) федер. ун-та. Сер. Гуманит. и соц. науки. – 2011. – № 3. – С. 153–158.

19. Ясюкова Л. А. Проблемы психологии понятийного мышления / Л. А. Ясюкова // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 12. – 2010. – Вып. 3. – С. 384–394.


Полная версия (русская)