«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 22

Образ клоуна в медийном нарративе: имманентный анализ медиатекста и его восприятие молодежью

Автор(ы)
И. М. Кыштымова
Аннотация
Представлены результаты исследования рекламного ролика с образом клоуна, традиционная культурно обусловленная семантика которого трансформирована в медийном нарративе, смоделированном по типу художественного текста. Описан метод имманентного анализа как инструмента для обнаружения неявных смыслов медийного нарратива. Показаны выявленные с помощью имманентного анализа деструктивные смыслы, транслируемые видеороликом. Приведены результаты исследования семантических оценок рассматриваемого ролика старшими школьниками и студентами. Семантика медийного нарратива с образом клоуна сопоставлена с семантикой понятий «жизнь», «смерть» и «любовь». Выявлена статистически значимая близость семантических оценок рекламного нарратива и «смерти», а также его семантическая отдаленность от понятий «жизнь» и «любовь». Обосновано суждение о нарушении анализируемым роликом психологической безопасности.
Ключевые слова
медийный нарратив, психосемиотический подход, образ клоуна, рекламный ролик, семантика, смерть
УДК
159.99
Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский – М. : Лабиринт, 1997. – 416 с.

2. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности / И. М. Кыштымова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 579 с.

3. Кыштымова И. М. Психологическая безопасность в информационном пространстве: имманентный анализ текста и его семантика / И. М. Кыштымова // Психология в экономике и управлении. – 2017. – Т. 9, № 1. – С. 17–23.

4. Макаров С. М. Искусство клоунады в СССР / С. М. Макаров. – М. : Либроком, 2010. – 274 с.

5. Фабиан М. Как умирают другие: размышления об антропологии смерти / М. Фабиан // Археология русской смерти. – 2016. – № 2. – С. 207–231.

6. Auerbach S. An investigation of the emotions elicited by hospital clowns in comparison to circus clowns and nursing staff [Электронный ресурс] / Auerbach S., Hofmann J., Platt T., Freiedrich W. – URL: https://www.europeanjournalofhumour.org.


Полная версия (русская)