«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 21

Диссонанс и консонанс в сфере аргументаций

Автор(ы)
В. С. Карапетян, С. Р. Геворкян
Аннотация
Рассматриваются когнитивный диссонанс и консонанс в наибольшей степени в области аргументаций, а также с точки зрения возможности изучения на этой основе мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста, играющих в шахматы. Проанализированы типовые психологические условия проявления диссонанса и консонанса в сфере аргументации младших школьников. На основе сопоставления данных двух измерений личности Г. Айзенка (нейротизм – эмоциональная устойчивость и экстраверсия – интроверсия) и методики «Большая пятерка» выявлены доминирующие личностные качества младших школьников, проявляющиеся в практике познавательной деятельности во время действия аргументаций. В ходе психологического анализа шахматной игры для изучения специфики аргументации в практике организации психологического консультирования после завершения шахматной игры должны учитываться личностные качества детей.
Ключевые слова
когнитивный диссонанс, консонанс, аргументирование, адекватное определение (ориентирование), два измерения личности, «Большая пятерка», умозаключение, логика, доминирующие качества, социальные роли
УДК
159.99
Литература

1. Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. – М. : Когито-Центр, 2000. – 284 с.

2. Барановская М. С. Пятифакторная модель личности П. Коста и Р. Маккрея и ее взаимосвязь с факторными теориями личности Г. Айзенка и Р. Кеттелла / М. С. Барановская // Психол. журн. – 2005. – № 4. – С. 52–61

3. Тест «Большая пятерка» [Электронный ресурс]. URL: http://psychok.net/testy/388-test-bolshaya-pyaterka-pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-makkrae-p-kosta-metodika-diagnostiki-lichnostnykh-faktorov-temperamenta-i-kharaktera-5pfq.

4. Karapetyan V. S. Self-development of transforming society as a process of identification of new paradigm / V. S. Karapetyan // International Academy for Philosophy. Series: News, Views and Reviews. – 2012. – Vol. 4, N 2–3. – P. 154–158

5. Karapetyan V. S. Target-oriented research of the strategic programmes on chess activities as specialized experimental platform for dynamic development of public education / V.S. Karapetyan // International Conference «Chess in Schools» in Yerevan, 2014. – P. 13–19.

6. Karapetyan V. S. Research as a Deliberate Chess Software Testing platform for Professional Dynamic Development of the Education Sector / V. Karapetyan, R. Mirzakhanyan, S. Gevorgyan // Management Studies. – 2016. – Vol. 4, N 4. – P. 161–167.

7. Festinger L. A theory of cognitive dissonance / L. Festinger. – Stanford : Stanford University Press, 1957. – 291 p.


Полная версия (русская)