«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 21

Личностные особенности гимнасток, выступающих в индивидуальных и групповых упражнениях, в условиях нестандартных ситуаций

Автор(ы)
М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, Л. В. Тимофеева
Аннотация
Представлен анализ различий личностных характеристик спортсменов, выступающих в групповых и индивидуальных видах на примере художественной гимнастики. В ходе исследования установлено, что при наличии общей структуры личностных характеристик гимнасток существуют определенные психологические различия в зависимости от их специализации внутри вида спорта. Выявлено, что в подструктуре направленности проявляются: преобладание направленности на себя для спортсменок, выступающих в личных упражнениях, и более высокий уровень субъективного контроля в отношении ведущей деятельности у спортсменок, выступающих в групповых упражнениях. Установлена гомогенность структур личностных качеств всех гимнасток, при этом структура личности гимнасток, выступающих в групповых упражнениях, более организованна в целом и подструктурах направленности и индивидуальных психологических процессов.
Ключевые слова
личность спортсмена, художественная гимнастика, направленность, мотивация
УДК
159.9.07
Литература

1. Анохова А. А. Особенности мотивации гимнасток и учащихся средних школ 13–15 лет, не занимающихся спортом / А. А. Анохова // Рудиковские чтения : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта «». – М. : РГУФКСМиТ, 2012. – С. 64–67.

2. Винклер Е. М. Функциональные асимметрии в художественной гимнастике / Е. М. Винклер // Рудиковские чтения : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. – М. : РГУФКСМиТ, 2010. – С. 265–267.

3. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.

4. Кашапов М. М. Доминирующие психические состояния и тревожность у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, Х. Н. Филиппович // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 26, вып. 2. – С. 73–79.

5. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – М. : ФИС, 1984. – 128 с.

6. Марищук Л. В. Психология спорта / Л. В. Марищук. – Минск : БГУФК, 2006. – 147с.

7. Огородова Т. В. Мотивация достижения в спортивной деятельности / Т. В. Огородова, В. Б. Токарева //Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии : материалы науч. конф., 20–22 окт. 2015 г. – СПб. : СПбГУ. Скифия-принт, 2015. – С.73–74.

8. Попов А. Л. Спортивная психология : учеб. пособие для спорт. вузов / А. Л. Попов. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1998. – 152 с.

9. Речкалова О. Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта : учеб. пособие / О. Л. Речкалова. – Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2014. – 84 с.

10. Рогалёва Л. Н. Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников / Л. Н. Рогалева // Физ. культура в школе. – 2008. – № 2. – С. 24–27.

11. Родионов А. В. Психология детско-юношеского спорта / А. В. Родионов, В. А. Родионов. – М. : Физ. культура, 2013. – 277 с.

12. Рудик П. А. Психология : учеб. для ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик. — М. : Физкультура и спорт, 1964 – 464 с.

13. Серова Л. К. Психология личности спортсмена / Л. К. Серова. – М. : Сов. спорт, 2007. – 116 с.

14. Сивицкий В. Д. Особенности психологического сопровождения в спорте высших достижений / В. Д. Сивицкий // Актуальные проблемы физ. культуры и спорта. – 2008. – № 15. – С.85–93.

15. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. – СПб. : Центр карьеры, 1999. – 367 с.

16. Филиппович Х. Н. Доминирующие психические состояния и личностная соревновательная тревожность спортсменов / Х. Н. Филиппович, Т. В. Огородова // Рудиковские чтения – 2014 : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. – М. : РГУФКСМиТ, 2014. – С. 362–364.

17. Циммерман О. А. Исследование мотивов к занятиям художественной гимнастикой на начальном этапе обучения (4–7 лет) / О. А. Циммерман, Л. Н. Рогалева // Рудиковские чтения : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. – М. : РГУФКСМиТ, 2012. – С. 106–108.

18. Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.05 / М. В. Чумаков. – Ярославль, 2007. – 436 с.


Полная версия (русская)