«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2015. Том 12

Социальная роль как основа междисциплинарного анализа взаимосвязи организационной и экономической психологии

Автор(ы)
А. Д. Карнышев
Аннотация
Для выявления реальной соотнесенности двух родственных дисциплин мы делаем попытку описать организации на основе участия в них индивидов и групп, выполняющих различные экономические и в то же время организационные роли. Востребованность такого подхода предопределяется как минимум двумя обстоятельствами. С одной стороны, роль служит той нормативно обоснованной «единицей» организации, за эффективное исполнение предписаний которой часто осуществляется материальное вознаграждение, а за особыми успехами в реализации следуют премии и бонусы. С другой стороны, роль не мыслится без взаимодействия с другими ролями, и именно их интерактивная целостность представляет собой структуру организации. Статья отражает наш взгляд на содержание и структуру шести наиболее значимых и регулярно «выполняемых» каждым человеком экономических ролей личности (6П) потребитель, производитель, предприниматель, продавец, покупатель, плательщик налогов. Кроме того, показано значение в общих процессах взаимодействия ролей политиков, правоприменителей и психологов.
О том, что освоение и исполнение каждой из названных экономических ролей можно и нужно рассматривать как специфический процесс, говорит, к примеру, наличие внутренних конфликтов личности при единовременной реализации собственных «разнонаправленных» ролей: «купил бы (покупатель и потребитель), но надо экономить для развития бизнеса (предприниматель)», «продал бы (продавец), но самому нужно для дела (производитель)». Аналогии также заключаются в экологическом содержании конфликтов между гражданскими позициями руководителя (нужно добиваться сокращений вредных выбросов) и корыстными интересами бизнесмена (но это стоит слишком дорого).
Ключевые слова
Экономические роли: потребитель, производитель, предприниматель, продавец, покупатель, плательщик налогов междисциплинарная релевантность, социальная психология
УДК
330.16
Литература

1. Блау П. М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. – М. : МГУ, 1994. – С. 8–30.

2. Бурменко Т. Д. Психологизация экономики: объективная необходимость современной хозяйственной жизни // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 18–24.

3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 805 с.

4. Журавлев А. Л. Междисциплинарность экономической психологии и критерии оценки ее состояния // Психология в экономике и управлении. – 2009. – № 1. – С.11–17.

5. Журавлев А. Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки // Проблемы экономической психологии. Т. 1. – М. : ИП РАН, 2004. – С. 3–24.

6. Карнышев А. Д. Человек и собственность / А. Д. Карнышев, Т. Д. Бурменко, Е. А. Иванова. – Иркутск : БГУЭП, 2006. – 362 с.

7. Карнышев А. Д. Психология деятельности и управления / А. Д. Карнышев, Е. А. Иванова. – Иркутск : ИГЭА, 2004. – 212 с.

8. Карнышев А. Д. Организационно-психологические вопросы применения поощрений и наказаний на производстве / А. Д. Карнышев. – Иркутск : ИГПИ, 1982. – 64 с.

9. Коваль Т. Б. Религия и экономика: Труд, собственность, богатство / Т. Б. Коваль. – М. : Издат. дом Высш. шк. экономики, 2014. – 349 с.

10. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл. – М. : Эксмо, 2008. – 832 с.

11. Организационная психология / под ред. П. К. Власова [и др.]. – СПб. : СПбГУ, 2008. – 480 с.

12. Позняков В. П. Экономическая психология в России XXI века. Теоретические проблемы и эмпирические исследования // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы десятой юбил. междунар. науч.-практ. конф. / ред. А. Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 41–69.

13. Позняков В. П. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству / В. П. Позняков, Т. С. Вавакина // Психология в экономике и управлении. – 2009. – №1. – С. 51–64.

14. Проблемы экономической психологии. Т. 1, 2 / ред.: А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. – М. : ИП РАН, 2004. – 620 с.

15. Райзберг Б. А. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 480 с.

16. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – М. : Проспект, 2008. – 512 с.

17. Серкин В. П. Структуры и функции образа мира в практической деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В. П. Серкин. – М. : МГУ, 2005. – 42 с.

18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 77–403.

19. Тард Г. Социальная логика / Г. Тард. – СПб., 1996. – 553 с.

20. Управление – это наука и искусство / А. Файоль [и др.]. – М. : Республика, 1992. – 351 с.

21. Уотсон Р. Файлы будущего: история следующих 50 лет / P. Уотсон. – М. : ЭКСМО, 2011. – 352 с.

22. Ушаков Д. В. Компетенции, креативность и предприимчивость как основа инновационных потенциалов личности и группы / Д. В. Ушаков, А. Д. Карнышев // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции : материалы десятой юбил. междунар. науч.-практ. конф. / ред. А. Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. – С. 378–392.

23. Фромм Э. Иметь или быть / М. Фромм. – М. : Ювентус, 1986. – 430 с.

24. Штроо В. А., Кольцова Е. А. Work life Balance, есть ли жизнь после работы? / В. А. Штроо, Е. А. Кольцова // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 2 (8). – С. 30–37.

25. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия / И. Шумпетер. – М. : Экономика, 1995. – Ч. 1, 2.

26. Элвессон М. Организационная культура / М. Элвессон. – Харьков : Гуманит. центр, 2005. – 460 с.


Полная версия (русская)