«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 19

Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования

Автор(ы)
А. В. Микляева, Д. С. Реброва, А. С. Савинская
Аннотация
Представлены результаты исследования академической прокрастинации в студенческой среде. Показано, что распространенность академической прокрастинации достигает 80 %, при этом наиболее ярко академическая прокрастинация проявляется при выполнении письменных учебных заданий. Выявлены основные факторы возникновения и развития академической прокрастинации: неуверенность в собственных силах в отношении актуальных учебных заданий, а также отсутствие навыков эффективного планирования учебной деятельности. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по психологическому сопровождению учебной деятельности студентов. В качестве основных «мишеней» сопровождения выделены: преодоление представлений о нормативности прокрастинации, создание условий для преодоления неуверенности в своих учебных возможностях и формирования навыков эффективного планирования.
Ключевые слова
академическая прокрастинация, учебная деятельность, академическая успешность, студенты
УДК
159.947.3
Литература

1. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопр. психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.

2. Гаранян Н. Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Н. Г. Гаранян, Д. А. Андрюшенко, И. Д. Хломов // Психол. наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 23–32.

3. Зверева М. В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук / М. В. Зверева. – М., 2015. – 168 с.

4. Ивутина Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова // Вестн. Вят. гос. гуманит. ун-та – 2013. – Т. 4 (1). – С. 146–151.

5. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 224 с.

6. Карловская Н. Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н. Н. Каровская, Н. А. Баранова // Психология в вузе. – 2008. – № 3. – С. 38–49.

7. Киселева М. А. Особенности проявления прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи : сб. науч. ст. – Саратов, 2015. – С. 31–34.

8. Клейберг Ю. А. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи : сб. науч. ст. – Сара-тов : Саратов. источник, 2015. – С. 34–40.

9. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2 (2). – С. 22–41.

10. Мохова С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С. Б. Мохова, А. Н. Неврюев // Вопр. психологии. – 2013. – № 1.– С. 25–33.

11. Панферов В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова, 2003. – 168 с.

12. Посохова С. Т. Лень: психологическое содержание и проявления / С. Т. Посохова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12, Психология. Социология. Педа-гогика. – 2011. – № 2. – С. 159–166.

13. Шемякина О. О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2013. – № 3. – URL:http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml.


Полная версия (русская)