«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2017. Том 19

Стили педагогического взаимодействия и их психологические основания

Автор(ы)
О. Л. Подлиняев
Аннотация
Рассматриваются стили педагогического взаимодействия, анализируются критерии, позволяющие идентифицировать стиль общения. Дана характеристика психологической природы, лежащей в основе того или иного стиля, охарактеризовано влияние педагогических стилей на личностное развитие и образование обучающихся. Описана специфика влияния стиля педагогического взаимодействия на качество учебного процесса и на личностный рост обучающихся. Также представлен анализ исследований, проведенных среди педагогов Восточно-Сибирского региона. Охарактеризованы психодиагностические методики, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить педагогический стиль, присущий учителю. Определено процентное соотношение учителей, демонстрирующих тот или иной педагогический стиль. Выявлены корреляции между стажем работы педагога и стилем его педагогического взаимодействия.
Ключевые слова
стили педагогического взаимодействия, идентификационные критерии, психологическая природа стиля общения
УДК
378.1
Литература

1. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев сост. и послесл. П. В. Алексеева подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. – М. : Республика, 1995. – 383 с.

2. Братченко С. Л. Авторитарный стиль педагогического общения – а что же дальше? / С. Л. Братченко, С. А. Рябченко // Магистр. – 1996. – № 3. – С. 83–90.

3. Братченко С. Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. – СПб., 1997. – С. 19–27.

4. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России : Вестн. Сев.-Запад. отд-ния РАО. – СПб., 1996. – Вып. 1. – С. 91–99.

5. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала : метод. пособие для шк. психологов / С. Л. Братченко. – Псков : Изд. Псков. обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1997. – 68 с.

6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М., 1997. – С. 201–222.

7. Бобкова Н. Г. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности / Н. Г. Бобкова, А. В. Глазков // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и мол. ученых с междунар. участием. – Иркутск, 2012. – С. 327–330.

8. Глазков А. В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «полезависимость – поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2012. – Спец. вып. [4] D. – С. 166–170.

9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. – М. : Междунар. акад., 1994. – 368 с.

10. Петровский А. В. Личностно-развивающее взаимодействие / А. В. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. – Ростов н/Д : Феникс, 1993. – 88 с.

11. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях : учеб. пособие / О. Л. Подлиняев. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. – 160 с.

12. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.

13. Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. А. Рябченко. – СПб., 1995. – 21 с.

14. Сластенин В. А. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2011. – 496 с.

15. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие / Е. Н. Шиянов. – Ставрополь : Изд-во СКСИ, 2007. – 635 с.

16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. – Минск : Полифакт, 1992. – 128 с.

17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? / A. Combs // Phi Delta Kappan. – 1981. – Vol. 62, N 6. – P. 446–449.

18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80` s. / C. R. Rogers. – Columbus-Toronto-London-Sydney : Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell;Company, 1983. – 313 p.


Полная версия (русская)