«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»
«IZVESTIYA IRKUTSKOGO GOSUDARSTVENNOGO UNIVERSITETA». SERIYA «PSICHOLOGIYA»
«THE BULLETIN OF IRKUTSK STATE UNIVERSITY». SERIES «PSYCHOLOGY»
ISSN 2304-1226 (Print)

Список выпусков > Серия «Психология». 2019. Том 29

Требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях с несовершеннолетними: профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации

Автор(ы)
Ю. С. Пежемская, М. С. Игнатенко, Я. В. Чежина
Аннотация

Представлены результаты теоретического анализа проблемы психолого-педагогического сопровождения специалистом пострадавших несовершеннолетних, показана актуальность вопроса разработки и стандартизации применяемых процедур проведения следственных действий с участием несовершеннолетних. В рамках компетентностного подхода рассмотрены основные требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях, а также наиболее эффективные алгоритмы и процедуры проведения допроса несовершеннолетних потерпевших. На основе проанализированных подходов предложен обобщенный перечень основных требований к компетенциям педагога-психолога, сопровождающего ребенка на следственных действиях, который может быть востребован при профессиональном отборе специалистов. Установлено, что проблема эффективного функционирования специалиста на следственных действиях невозможна без обеспечения мер по профилактике его профессионального выгорания и вторичной травматизации.

Об авторах

Пежемская Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, e-mail: pjshome@mail.ru 

Игнатенко Марина Степановна, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, e-mail: mariignstos@mail.ru 

Чежина Яна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48, e-mail: janachezhina@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Пежемская Ю. С., Игнатенко М. С., Чежина Я. В. Требования к педагогу-психологу, работающему на следственных действиях с несовершеннолетними: профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 29. С. 54–68. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.54

Ключевые слова
педагог-психолог, следственные действия, несовершеннолетние, профилактика, профессиональное выгорание, вторичная травма
УДК
159.9
DOI
https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.54
Литература

Васкэ Е. В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52072.shtml (дата обращения: 23.03.2019).

Васкэ Е. В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М. : Генезис, 2014. 312 с. 

Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Психология труда. Вестн. ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2013. Вып. 4. С. 7–22.

Губар Л., Игнатенко М. С. Развитие конфликтной компетентности специалистов как способ повышения эффективности работы с подростками с девиантным поведением // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки : материалы гор. студ. науч.-практ. конф., посвящ. году учителя. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 41–43.

Дозорцева Е. Г., Красавина А. Г. Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 3. С. 23–31.

Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стрессов // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 119–135.

Игнатенко М. С. Компетентность в области конфликтного взаимодействия // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях : учеб.-метод. пособие / под. ред. В. В Семикина, В. Н. Панферова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 267–304.

Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей : метод. пособие. М. : Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. 34 с.

Лофтус Э., Кетчем К. Свидетель защиты: шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. 416 с. 

Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М. : Эксмо, 2005. 960 с.

Михайлова Ю. А. Психологическое сопровождение расследования преступлений с участием несовершеннолетних в Следственном комитете Российской Федерации // Психология и право. 2016. Т. 6, № 4. С. 95–104.

Мюррей М. Узник иной войны. Удивительный путь исцеления от детской травмы. М. : Изд-во HRI Press. 2006. 207 с.

Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения : учеб. пособие / под ред. Е. Н. Волковой. СПб. : Кн. дом, 2011. 384 с.

Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции / под ред. Г. Л. Лэндрета. М. : Когито-Центр, 2007. 479 с.

Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия (на примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит») : метод. материалы / под ред. М. П. Рябко, Е. В. Копосовой. СПб. : Семья, 2015. 172 с.

Пежемская Ю. С. Ресурсная группа в профилактике профессионального выгорания психологов и социальных педагогов // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. 2016. № 9. С. 28–38.

Пежемская Ю. С. Супервизия как практика повышения квалификации специалистов, сопровождающих детей // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 227–237.

Пежемская Ю. С., Смирнова Н. С. Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания // Учен. зап. Санкт-Петерб. им. В. Б. Бобкова филиала Рос. таможен. акад. 2016. № 2 (58). С. 95–98.

Петровская М. С. Роль педагога и психолога при производстве следственных действий по делам с участием несовершеннолетних и пути ее активизации // Вестн. СамГУ. 2015. № 11 (133). С. 255–261.

Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий. СПб. : Политехника-сервис, 2012. 120 с.

Софийчук Н. В.Педагог, психолог в уголовном процессе: некоторые проблемы правовой регламентации процессуального статуса и его реализации // Вестн. ин-та: Преступление, наказание, исправление». 2014. № 3 (27). С. 41–45.

Тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетних в ситуации дознания, судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании / Л. Ф. Чупров, А. А. Костригин, П. В. Сабанин, Т. М. Хусяинов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 227–239.

Филатов К. О., Пежемская Ю. С. Ресурсы психологической защищенности военнослужащих от профессионального выгорания // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур в современной России : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомств. психол. и кадров. служб с междунар. участием. СПб. : Санкт-Петерб. им. В. Б. Бобкова филиал РТА, 2013. С. 242–246.

Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под. ред Э. Фоа, Т. М. Кина, М. Фридмана. М. : Когито-Центр, 2005. 467 с.

Anderson J. N. The CornerHouse Forensic Interview Protocol: An Evolution in Practice for Almost 25 Years [Electronic resource]. APSAC Advisor. 2013. N 4. URL: https://www.cornerhousemn.org/images/Anderson_2013_CornerHouse_Forensic_Interview_Protocol.pdf (date of access: 05.03.2019).


Полная версия (русская)